Все статьи

Что мотивирует поколение Y?

Информация «из первых рук!»

На днях на бизнес-завтраке DKnn разгорелась жаркая дискуссия по поводу «них» - молодых сотрудников, которые совершенно не соответствуют представлениям руководителей о «хорошем работнике». Помимо управленческих проблем, я вижу в этом столкновение ценностей разных поколений – Иксов и Игреков.

Поэтому на ближайшей встрече со студентами магистратуры ВШЭ решила обсудить именно эту тему: «Ценности поколений. Как мотивировать игреков и зетов». В этом посте привожу почти дословно то, что рассказали мне игреки (25-35 лет). В следующем посте расскажу про зетов.
Драйв. Что нас мотивирует? Признание от коллег, что ты крутой. Но не от всех, а от тех, кого мы уважаем и признаем, как экспертов в данной области. А еще недостаточно сказать, что ты крутой. Нужно четко понимать, за что тебя хвалят. Иначе воспринимаешь это как манипуляцию.
Свобода в четких рамках. Для нас важно самореализовываться, достигать прорывных показателей. Мы готовы работать для этого сутками. Но только если не заставляют и проект нравится, отвечает нашим ценностям. Вообще, идеально, когда дают возможность возглавить проект, и при этом никто не мешает. А еще важно, чтобы очертили рамки: поставили четкую задачу, правила объяснили, желаемую цель обозначили. Нам важно доказать, что мы лучшие. Идеальная задача для нас – та, решения которой никто не знает. Вот здесь есть где развернуться! Цель есть, как делать – никто не знает, поэтому можно самому принимать решения и выбирать действия.
Ценности. Кстати, ценности для нас очень важны. Мы не всегда можем их обозначить словами, но всегда чувствуем, отвечает проект нашим ценностям или нет. Каждый из нас должен разделять принципы, на которых действует компания. Если нет – то наступает внутренний коллапс, кризис. Проактивность для нас очень важна. Но только тогда, когда, работая в рамках корпоративных задач, ты достигаешь личных целей. Кто поможет нам сформулировать эти ценности? Наверное, компания и руководители – у них больше опыта и понимания в это
Смыслы. Вообще, нам нравится решать задачи с мировым глобальным смыслом. Такой «эффект бабочки». То, что я делаю, - важно для всего мира. Я меняю себя и меняю мир. Поэтому нам важно видеть связку наших действий с бОльшими задачами. Никто не хочет быть шестеренкой. Но, уж если и быть ей, то такой, которая, если сломается, то сломается весь мир.
Равенство общения. Если руководитель жесткий, диктует что и как делать, зажимает в рамки – для нас это показатель, что у него полно комплексов и он самореализуется за счет других. С таким работать никто не будет. Должно быть равенство общения между руководителем и сотрудниками. Мы за взрослое общение. С хорошим руководителем можно поспорить, он может вынести это. Он побеждает не за счет авторитаризма, а за счет авторитета и экспертности. Настоящий руководитель дает тебе развиваться, рядом с ним ты растешь.
Договоренности. Важно обо всем договариваться. Сейчас нет жестких ограничений, где и как ты работаешь. Есть удаленная работа. Можно пропустить день – потом компенсировать. Главное ведь результат, а не присутствие. Вообще, важно, когда на работе идут навстречу, можно обсудить любой вопрос. Мы взрослые люди и отвечаем за свои поступки.
Баланс. Мечта игрека - работать на берегу моря. Фотка, где чувак сидит с компьютером на берегу моря – максимальный бенчмарк для нас. Мы не хотим жертвовать своим здоровьем. Мы не станем ходить на работу с насморком, чтобы не заражать других. Сейчас есть много возможностей быть гибким, работать из дома, заниматься собой. Самопожертвование не в моде. Работа – лишь часть жизни, а не обязанность. Мы работаем не потому, что надо, а потому что хочется.
Команда. Очень нравится работать в команде новаторов. Вместе наштурмить идеи. Разные люди, из разных направлений, кросс-функциональные задачи, увлеченные профессионалами. Благодаря такой работе больше узнаешь, кругозор становится шире.
Социальные связи. Отличный бонус для нас – развитие социально полезных связей, например, на конференциях, бизнес-завтраках. Там, где можно познакомиться с другими профессионалами, узнать, как все работает у них, напитаться средой людей, заинтересованных в общем деле. С таких мероприятий можно «притащить» много интересного в компанию и тут же применить, получить признание от коллег.
Учеба. Огромное количество учебных курсов всему и везде – это дань потребности нашего поколения в учебе. Мы очень любим учиться. Даже чересчур. У нас есть установка – нельзя стоять на месте. Как же мир без нас? Надо бежать. Если остановишься, потратишь время зря, что-то не успеешь, упустишь. Кто-то выкладывает пост о том, что он прошел курсы, что-то узнал. Сразу ощущение – а как же я? У него это будет, а у меня нет. Постоянно боимся что-то упустить. Кстати, важно изучать именно мировой опыт и практики. Российский опыт – отст… Ой… не очень полезен.
Упорядоченность. Установка на постоянное развитие у нас сочетается с позицией – я обязательно сделаю это… с понедельника… с первого числа… со следующего года… Для нас важно предвкушение, ожидание крутого результата. Хочется всем показать, какой я умный, смотрите, как я придумал. А вот делать уже не очень хочется. Мы быстро загораемся и быстро тухнем. Хочется постоянного движения, не сидеть на одном месте, ездить командировки, в другие города, общаться, обмениваться опытом. При этом хочется какой-то упорядоченности в жизни. Говорят, что обычного человека отличает от миллионера лишь то, что последний четки придерживается распорядка. Вот этого-то нам очень и не хватает. Вроде, начинаешь делать что-то по плану, но потом бросаешь и ругаешь себя за это.
Бренды. Для нас очень важны атрибуты успешной жизни, бренды. Недаром так много стилистов появилось – они транслируют, как должен выглядеть успешный человек. Важно выглядеть. Кстати, это важно и для компаний – бренд работодателя показывает, насколько компания успешна и готов ли я связать с ней свою жизнь.